Friday, November 30, 2012

Образование в Германии и России (part II)


Кому-то предыдущий постинг мог показаться вычурным и высокомерным. Этого не было в моих помыслах, и если я невольно кого-то задела, прошу меня извинить.


Да, российские студенты показались мне, человеку со стороны, не особо трудолюбивыми и усидчивыми. Но растягивать это наблюдение на всех было бы крайне глупо. Просто негативным примерам - так уж нас подточила эволюция - человек, как правило, уделяет больше внимания, нежели позитивным. К тому же, писать о том, как все прекрасно на нашей голубой планете, просто не интересно и имеет никакого смысла, так как априори ничего поменять не сможет.
На вопрос, почему в российских ВУЗах творится подчас беспредел, я бы ответила так: потому, что студенты не чувствуют на себе никакого давления. А это развращает всех без исключения, вне зависимости от пола, возраста, вероисповедания и национальной пренадлежности. Я и по себе замечаю, что все больше распускаюсь: ведь на лекцию, в принципе, можно и не пойти, а домашнюю работу сдать на пару дней позже. (Да, мне стыдно.) Именно давление и ответственность являются, на мой взгляд, теми факторами, которые в МГУ и других российских ВУЗах должны развиваться и культивироваться. Почему, попытаюсь обрисовать на примере немецкой системе образования.

Попади среднестатестический российский студент в немецкий ВУЗ, ему бы запросто показалось, что он находится в колонии строгого режима. Пропускать занятия просто не возможно - отчислят. Не прийти на лекцию/семинар студент может не более двух раз за семестр. Пропускал чаще, должен принести врачебную справку. Нет врачебной справки, не допустят к экзамену. Все просто.
Многие доценты игнорируют, если кто-то из студентов не появился на занятиях три раза. Если четыре - все, труба, никакой вам пощады. Курс придется повторять в следующем семестре.

С пересдачей экзаменов в немецком ВУЗе тоже не просто. Завалил - посещаешь курс еще раз, а потом снова сдаешь экзамен. Снова завалил, снова ходишь на курс. Один и тот же модуль/экзамен можно пересдавать не более трех раз. Если третья попытка оказалась провалом, студента не только отчисляют из универа, он еще и не имеет права изучать данный предмет в каком-либо другом высшем учебном заведении на территории страны. Никогда. (!!!)
(Разве не отличный мотиватор учиться?!)
Такого понятия как "получить автомат" в ФРГ просто не существует. Каким бы рьяным не был студент, он так же, как и все, сдает экзамены.

(Нужно признать, что иногда эта система пожирает будующее молодых людей. Я лично знакома с парнем, который на пятом курсе не сдал один из предметов в третий раз, в частности из-за многолетнего конфликта с преподавателем. Его отчислили, несмотря на круглые единицы по всем другим предметам. (Единица - высшая оценка в немецкой образовательной системе.) Пять лет учебы - коту под хвост. Пришлось начинать все с нуля: поступать на первый курс (!) другого ВУЗа на другой предмет.)


Впрочем, и сама система получения знаний в ФРГ сильно отличается от российской. Если в российском ВУЗе главными ораторами являются доценты, то в Германии они выступают скорее в роли модераторов. Практически все предметы студенты изучают самостоятельно, подготавливая к каждому семинару устный доклад на определенную тему. Этот доклад они представляют своим "сомученникам". Доцент лишь дополняет работу студентов, задает уточняющие вопросы и, если нужно, исправляет ошибки. На каникулах студенты пишут по своим темам курсовые, которые по своему уровню никак не сравнятся с их российскими эквивалентами. Это полноценные научные работы, на которые запросто можно потратить два-три месяца.
Так как число семинаров сильно превышает количество лекций, на которых доцент выполяет свою традиционную, прямую обязанность читать, получается, что студенты на 50-60% учатся без участия преподавателя.

В России же все гораздо проще. Студент посещает огромное количество лекций и его единственной обязянностью считаются конспекты. Странным образом многие здешние семинары ничем не отличаются от лекций - приходишь, пишешь, уходишь, зубришь. Есть, конечно, семинары, на которых студентам приходится говорить без умолку, но по объему работы они все же несравнимы с немецкими.

Что остается сказать: в силу особенности описанной выше программы немецкие студенты учатся гораздо дольше, да и нервов тратят больше, нежели российские студенты. Зато получают реальные знания. Путь к диплому долгий и трудный; многие учебу бросают, так и не втянувшись в ритм университетской жизни. Из-за отсутствия "автоматов", договоренностей и прочей чепухи, количество круглых отличников в немецких ВУЗах ничтожное. Но даже если оценки в дипломе оказались несколько хуже, чем предполагалось, выпускник знает, что полученные им знания реальные, заработанные потом и кровью и их уже никто отнять не сможет. В отличии от купленного папой-мамой диплома некоторых российских студентов.

19 comments:

  1. Наташ, прочитала и первую и вторую часть...

    Приехав в Швейцарию со своим ВО, я поняла, что оно и в подметки не годится выпускникам здешних ВУЗов. А если начинать со школы, то вообще хоть караул кричи - здесь из школы выходят с теми знаниями, с которыми в России выходят из университетов. Печальная картина и, что самое страшное, неисправимая...

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо за комментарий, Наташ. Интересно почитать, как дело обстоит в Швейцарии.
      Хотя, если говорить о Германии, то ничего однозначного по поводу школьного образования сказать нельзя: выпускники гимназий действительно получают очень хорошие знания, а вот из средних школ дети выходят с пустыми головами. Таким образом подростки разделяются на класс рабочих и класс будующих академиков, что похоже выгодно властям. Тоже не ахти системка...

      Delete
    2. Наташа, у меня такой вопрос, а ты можешь подробнее рассказать о школьном образрвании в Германии? Мне очень интересно, моя дочь в этом году поступила в французско-немецкую гимназию, уже месяц нет биологии и 3 неделю математики, преподаватели болееют, сын младший тоже сидит дома т.к. обе воспитательницы больны, а как же замещение? Я смотрю на это со стороны и понимаю почему Германия находится на 25 месте по уровню школьного образования в Европе(...

      Delete
    3. ну не знаю как насчет швейцарии но вгермании точно не выходят со знаниями как у нас выходят из вузов..

      Delete
    4. Khadija Michel, в школе, где училась я, такого не было (увы ;-))) Но я часто слышу, что такие вещи происходят все чаще...
      А что именно вас интересует?

      Delete
  2. а мне всегда казалось не так. Я училась в Финляндии по обмену один семестр, и там общалась со многими ребятами со всей Европы, и сделала вывод, что главное преимущество системы европейского образования именно в том, что никто не давит. То есть люди идут учится не потому что так хотят мамы и папы или так принято, как в России, а потому что им это надо самим (и часто это очень дорого, так что просто не пойдут люди просиживать штаны за такие деньги). То есть никто не принуждает что-то делать, а просто существуют определенные правила, и их надо выполнять (то, о чем ты написала). Но что касается российского образования, то все иностранцы, которые приезжают изучать русский язык в мой вуз, просто умирают от количества заданий, и вообще никто не ожидал, что в России так тяжело учится.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Знаешь, это ведь разные вещи, учить в России язык или учиться уже владея этим языком.
      К тому же, Европа Европе рознь, как не парадоксально это звучит. В Финляндии одно, в Германии другое. Тут ведь играют роль и разности культур, менталитетов, истории и т.д. Говоря о давлении, я имела в виду давление строгими правилами (не сдал - отчислят), а не давление со стороны родителей.

      Delete
    2. 1. Я думаю, что наши преподаватели, обучающие иностранных студентов русскому, в целом, ведут себя так же как и все прочие наши же преподы по отношению к другим студентам и своим предметам. я написала что иностранцам тяжело учится не потому что русский трудный, а потому что сам стиль обучения труден для них (по отзывам).
      2. Да, конечно рознь, никто не спорит. я сама уже поняла, когда писала, что это не совсем то) Но я имела в виду скорее то, что в Финляндии по крайней мере преподы не давят, как у нас, не бегают за тобой. так как на это имеются правила системы. Поэтому создается впечатление, что им это нужно все самим, и никто не заставляет. Но как раз о более деловых отношениях между студентами-преподавателями ты написала в третьей части)

      Delete
  3. Я учусь в Высшей Школе Экономики. Обожаю свой вуз и считаю его одним из лучших в России.
    В прошлом году я жила в Штатах, примерно знакома с их системой образования в университетах, мечтала уехать через год обратно, учиться там. Тк баллы по ЕГЭ были относительно высокими, поступила на бюджет, учусь уже вот 3 месяца как, и просто обожаю все!!! То, чего я боялась не найти, то, из-за чего я хотела уехать, я нашла в Вышке!
    У нас также строго с пропусками, зачетами, та и на платном учатся сильные ребята, которые в любом другом вузе могли бы учиться на бюджете.
    Есть, конечно, студенты, которым плевать на обучение, но таких меньшинство. И есть скучные лекции, на которые ну вот совсем нет смысла ходить, хотя все же я думаю, что просто это все менталитет и лень, и контроля нам правда не хватает порой..но мне все очень нравится :)
    Кстати, на семестр очень хотела в Германию бы поехать учиться - усиленно занимаюсь немецким, чтобы на 3 курсе (раньше нельзя :(, да и правильно, наверное) поехать в туда.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Это ведь здорово, что вам нравится! Приятно читать о том, что не все так в российском образовании печально, как порой кажется.

      Delete
  4. Я считаю, что не нужно хаять российскую систему образования. Я могу с уверенностью сравнить и российскую систему и американскую поскольку училась и там и там. Они просто разные. В МГУ гораздо больше информации охватывает система обучения. На все все лекции ходить духу не хватит. Система безусловно больше ориентировала на самый лучших студентов. Наверное top 1%:)
    Американская система больше рассчитана на среднего студента, которых большинство. Поэтому и все правила, посещение лекций, домашние задания и порочее... Мне нравилось и в американском вузе и в МГУ. Кстати, мне совсем не кажется что образование в России такое ужасное. Когда я приехала в США, мой уровень был вполне адекватен или даже лучше чем у выпускников подобного уровня американского университета.
    Кстати, это неправда что студенты в МГУ прям так уж и дурака валяют. Я до сих пор помню по сколько часов сидела в читалке. Просто система больше рассчитана на самостоятельность. Но я была может и не самым прилежным студентом:) иногда я тоже шумела на задней парте:) просто нужно понять систему, прежде чем ругать:)
    А МГУ до сих пор вспоминаю с радостью:)....
    Настя

    ReplyDelete
    Replies
    1. Во-первых, никто ничего не "хает". Во-вторых, у каждого свое мнение, у вас свое, у меня свое. В-третьих, система обучения в Америке другая, нежели в ФРГ, давайте не путать.
      То, что ваш опыт отличается от моего, нормально. Вы увидели одно, я другое.

      Delete
    2. Удачи вам с российской системой:) она на выживание и к ней привыкнуть нужно:)

      Delete
  5. Наташа, интереснейши посты про образовательные системы России и Германии. Подписываюсь под каждым словом относительно того, что касается России. Я точно также, сидя на лекциях, стремилась услышать преподавателя, мне было интересно, я на самом деле учиться пришла. Эта моя позиция вызывала недоумение некоторых бесконечно болтающих. Попытки делать замечания жестко или по-хорошему просить вести себя тише в большинстве случаев не увенчивались успехом. Люди просто не хотели понимать, что кто-то действительно пришел учиться. Справедливости ради надо сказать, что были и "правильные" студенты, таких, правда, намного меньше "тусовщиков". Действительно хорошее образование можно получить только благодаря самодисциплине, это абсолютно верно.
    По поводу Германии у меня сложилось немного другое мнение. Я сейчас живу в Германии и у меня много друзей студентов. Мой молодой человек как периодически посещает лекции, так может и при нежелании вообще не ходить на них. Без ущерба для учебного процесса и претензий от преподавателя. Он выбирает свой график учебы, предметы, которые он будет сдавать в этом семестре и вообще достаточно свободен в учебном процессе. Его приятель вообще ничего не делает между стадиями клазур (!). Просто ничего. Я первое время была просто в недоумении, как немецкая система образования такое позволяет. Да, он трудится в поте лица от силы месяц, все сдает (или чаще проваливает ;-)), потом опять начинается ничегонеделание. Таким образом, учеба здесь может растягиваться на годы. С дисциплиной все действительно супер строго. Просто так не вызубрив материал дальше не пройдешь. Это мой взгляд со стороны. Может я каких-то нюансов не знаю, хотя все вроде на глазах:)
    Интереснейший блог! Тебя очень интересно читать! Спасибо:))

    ReplyDelete
    Replies
    1. Даша, большое спасибо, мне очень приятно!

      По поводу Германии спорить не буду. Все зависит от того, по какой системе учатся твои друзья. Если еще на диплом, то да, там такое безобразие проходит))) Если же по системе бакалавр-мастер, то наврятли... Хотя многое зависит от университета, от факультета и т.д. Описанные мной правила были в тех двух ВУЗах, где училась я, а так же в ВУЗах моих знакомых.

      Спасибо за свежую информацию!

      Delete
    2. По системе бакалавр-мастер уже, в серьезном техническом университете. Мне только странно, что студентам столько времени терять терять разрешается. Я "пахала" пять лет, каждый день лекции или семинары, но я знала, что через пять лет я закончу с дипломом.
      Здесь же кто-то уже мастера проходит, кто-то только бакалаврскую работу пишет, а кому-то еще и до Bacherarbeit далеко. Я вижу в этом трату времени впустую.
      Зато качество образования очень высокое. Меня очень поразила статистика отчислений. 60% (!) студентов, поступивших в университет, не заканчивают его - их отчисляют или они переводятся сами, так как не справляются.
      Это то, чего очень не хватает российским ВУЗам. Все, кто бесконечно болтают и мешают радивым студентам, первыми в список на отчисление. Сразу мотивация учиться появится :)))

      Delete
    3. Вот это да! Согласна! В российских ВУЗах всех тянут, тянут... Вот люди и расслабляются)

      Delete
  6. Я училась в Дании. Система несколько отличается от Германской, но те же три попытки и повторение всего курса при несдаче. Все работы сдаются в срок, или курс повторяется заново. В техническом университете я пыхтела горазно больше, чем студенты-технари на родине. Согласна с тем, что студенты здесь серьёзнее относятся к учёбе.

    ReplyDelete